Процесс хозяйственной деятельности предполагает некоторые расходы, т. е.
затраты предприятия или экономическую стоимость ресурсов, необходимых
для полноценного функционирования.
Природа возникновения затрат и издержек в каждой компании носит разный
характер. С точки зрения стратегического анализа затрат и издержек
необходимо провести исследования всех расходов.
Процесс хозяйственной
деятельности предполагает некоторые расходы, т. е. затраты предприятия
или экономическую стоимость ресурсов, необходимых для полноценного
функционирования.
Природа возникновения затрат и издержек в каждой компании носит разный характер. Расходы на производство продукции можно условно разделить на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от количества произведенной продукции, а переменные – прямо пропорциональны объему выпуска.
Изучение затрат и издержек предприятия можно условно разделить на несколько этапов:
1. Выявление статей затрат.
Статьи затрат отражают общие названия расходов, необходимых для обеспечения производственного процесса. Помимо расходов на оплату труда, налогов и т. д., характерных для всех компаний, следует изучить и затраты, которые носят специфический характер и связаны с конкретной отраслью хозяйства и особенностями производственного процесса.
Статьи затрат фирмы «В»:
2. Оценка стоимостного выражения затрат.
Для исследования расходов фирмы «В» были использованы данные программы 1С: Бухгалтерия (отчеты по соответствующим счетам).
1. Для анализа затрат на приобретение материальных запасов была сформирована оборотно-сальдовая ведомость по счету 10 «Материалы» за 2011 год. Данный отчет проиллюстрирован в таблице 1.
Оборотно-сальдовая ведомость
по счету 10 «Материалы»
за 2011 год
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 10, показывает, сколько
материальных запасов было приобретено фирмой «В» и сколько материальных
запасов было израсходовано данной компанией.
По дебету отражается увеличение активов, а по кредиту – их уменьшение.
На основании оборотно-сальдовой ведомости, приведенной в таблице 10, можно сделать следующие выводы:
Оборотно-сальдовая ведомость
по счету 70 «Расчеты по оплате труда»
за 2011 год
Поскольку счет «70» является пассивным, то данные о начисленной
заработной плате в пользу сотрудников организации следует искать в
данных по кредиту изучаемого счета.
На основании оборотно-сальдовой ведомости по счету 70 за 2011 год, представленной в таблице 2, можно сделать следующие выводы:
Оборотно-сальдовая ведомость
по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»
за 2011 год
Оборотно-сальдовая ведомость
по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию»
за 2011 год
Счета 68 и 69 также являются пассивными, поэтому начисленные налоги и взносы собираются по кредиту.
На основании анализа данных оборотно-сальдовых ведомостей, представленных в таблицах 3 и 4, можно сделать следующие выводы:
Для комплексного анализа стоимостной оценки затрат фирмы «В» составим сводную таблицу 5.
Расходы фирмы «В»
На основании данных, проиллюстрированных в таблице 5, можно сделать
вывод, что общая сумма расходов фирмы «В» за 2011 год составила 55 060
245,03 рублей.
Доля каждой статьи затрат в итоговой сумме рассчитана в таблице 6.
Доля каждой статьи затрат
в общей сумме расходов фирмы «В»
Исходя из таблицы 6, можно сделать вывод, что самая большая доля затрат
приходится на приобретение материальных запасов и расчеты с государством
по налогам и сборам. Затраты на содержание персонала также занимают
существенную часть расходов.
Имея общие суммы расходов по каждой статье затрат и понимая структуру расходов, можно переходить к следующему этапу стратегическому анализа затрат.
3. Поиск путей сокращения затрат.
Для сокращения затрат предлагается применить следующие инструменты и мероприятия:
Природа возникновения затрат и издержек в каждой компании носит разный характер. Расходы на производство продукции можно условно разделить на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от количества произведенной продукции, а переменные – прямо пропорциональны объему выпуска.
Процесс анализа затрат предприятия
С точки зрения стратегического анализа затрат и издержек необходимо провести исследования всех расходов, которые возникают на предприятии в процессе его работы.Изучение затрат и издержек предприятия можно условно разделить на несколько этапов:
- Выявление статей затрат.
- Оценка стоимостного выражения затрат.
- Поиск путей сокращения затрат.
Анализа затрат фирмы на примере
Для того, чтобы изучить изучение затрат и издержек более детально, рассмотрим данный процесс на примере конкретной производственной фирмы «В». Фирма «В» занимается производством запасных частей и работает преимущественно под заказ.1. Выявление статей затрат.
Статьи затрат отражают общие названия расходов, необходимых для обеспечения производственного процесса. Помимо расходов на оплату труда, налогов и т. д., характерных для всех компаний, следует изучить и затраты, которые носят специфический характер и связаны с конкретной отраслью хозяйства и особенностями производственного процесса.
Статьи затрат фирмы «В»:
- Приобретение материальных запасов.
- Расходы на оплату труда.
- Обязательные платежи.
- Прочие расходы.
- Приобретение материальных запасов: расходы на покупку материалов,
необходимых для обеспечения производственного процесса и являющихся
базой для выпуска готовой продукции.
В рамках статьи «Приобретение материальных запасов» применительно к фирме «В» можно выделить следующие позиции расходов:- сырье и материалы;
- покупные полуфабрикаты;
- топливо;
- тара;
- запасные части;
- инвентарь;
- материалы специального назначения;
- спецодежда и спецоснастка.
- Расходы на оплату труда – денежное поощрение персонала организации.
- Обязательные платежи – принудительные законодательные взыскания. В
рамках данной статьи затрат можно выделить следующие расходы:
- налоги и сборы;
- расходы на социальное страхование и обеспечение.
- Прочие расходы – издержки, не связанные с обычными видами деятельности.
2. Оценка стоимостного выражения затрат.
Для исследования расходов фирмы «В» были использованы данные программы 1С: Бухгалтерия (отчеты по соответствующим счетам).
1. Для анализа затрат на приобретение материальных запасов была сформирована оборотно-сальдовая ведомость по счету 10 «Материалы» за 2011 год. Данный отчет проиллюстрирован в таблице 1.
Таблица 1
по счету 10 «Материалы»
за 2011 год
Номер счета | Название счета | Сальдо на начало периода | Обороты | Сальдо на конец периода | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
10 | Материалы | 4,056,491.98 | 16,502,506.21 | 15,293,361.38 | 5,265,636.81 | ||
10.1 | Сырье и материалы | 2,537,569.40 | 12,424,835.10 | 11,475,781.30 | 3,486,623.20 | ||
10.2 | Покупные полуф. и компл. | 234,689.05 | 334,629.27 | 139,460.15 | 429,858.17 | ||
10.3 | Топливо | 1,386.75 | 340,810.18 | 324,718.66 | 17,478.27 | ||
10.4 | Тара и тарные материалы | 10,479.25 | 25,889.97 | 26,196.67 | 10,172.55 | ||
10.5 | Запасные части | 294,982.52 | 644,228.00 | 682,559.77 | 256,650.75 | ||
10.9 | Инвентарь и хоз. прин-ти | 139,715.20 | 959,570.06 | 873,111.77 | 226,173.49 | ||
10.10 | М-лы спец.назн. на складе | 679,860.43 | 990,404.96 | 831,825.01 | 838,440.38 | ||
10.11 | М-лы спец. назн. в экспл. | 157,809.38 | 782,138.67 | 939,708.05 | 240.00 | ||
10.11.1 | Спецодежда в экспл. | 202.31 | 59,069.27 | 59,271.58 | |||
10.11.2 | Спецоснастка в экспл. | 157,607.07 | 723,069.40 | 880,436.47 | 240.00 |
По дебету отражается увеличение активов, а по кредиту – их уменьшение.
На основании оборотно-сальдовой ведомости, приведенной в таблице 10, можно сделать следующие выводы:
- за 2011 год фирма «В» приобрела материальные запасы общей стоимостью 16 502 506,21 рубль;
- 75% всех расходов на материальные запасы приходится на сырье, которое перерабатывается в готовую продукцию;
- 92% поступивших материальных запасов было израсходовано, что составило 15 293 361,38 рублей;
- общая стоимость остатков материальных запасов на складе на конец года выросла на 1 209 144,83 рубля или на 30% по сравнению с сальдо на начало исследуемого периода.
Таблица 2
по счету 70 «Расчеты по оплате труда»
за 2011 год
Номер счета | Название счета | Сальдо на начало периода | Обороты | Сальдо на конец периода | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
70 | Расчеты по заработной плате | 14,232,105.81 | 14,391,556.17 |
На основании оборотно-сальдовой ведомости по счету 70 за 2011 год, представленной в таблице 2, можно сделать следующие выводы:
- общая сумма начисленной заработной платы за 2011 год составляет 14 391 556,17 рублей;
- фирма «В» не накапливает задолженности перед работниками и выплачивает заработную плату вовремя.
Таблица 3
по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»
за 2011 год
Номер счета | Название счета | Сальдо на начало периода | Обороты | Сальдо на конец периода | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
68 | Налоги и сборы | 1,178,162.69 | 16,203,873.92 | 17,566,691.89 | 2,540,980.66 | ||
68.1 | Налог на доходы физ.лиц | 107,579.00 | 1,918,223.13 | 1,809,734.13 | 910.00 | ||
68.2 | НДС | 842,391.69 | 7,998,658.37 | 9,698,157.97 | 2,541,891.29 | ||
68.4 | Налог на прибыль | 4,672.00 | 793,481.00 | 798,152.37 | 0.63 | ||
68.4.1 | Расчеты с бюджетом | 4,672.00 | 357,666.00 | 362,337.37 | 0.63 | ||
68.4.2 | Расчет налога на прибыль | 435,815.00 | 435,815.00 | ||||
68.7 | Налог на влад. трансп. | 5,466.00 | 14,457.00 | 8,991.00 | |||
68.8 | Налог на имущество | 137,892.00 | 553,931.00 | 416,039.00 | |||
68.13 | Налог на землю | 89,506.00 | 211,383.26 | 121,877.26 | |||
68.22 | НДС (0% ставка) | 273,590.16 | 273,590.16 | ||||
68.41 | Налог с дивидендов | 4,440,150.00 | 4,440,150.00 |
Таблица 4
по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию»
за 2011 год
Номер счета | Аналитика | Сальдо на начало периода | Обороты | Сальдо на конец периода | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
69 | Расч. по соц. страхованию | 316,737.73 | 5,052,128.28 | 4,735,374.71 | 15.84 | ||
69.1 | Социальное страхование | 27,989.34 | 409,292.69 | 381,298.53 | 4.82 | ||
69.2 | Пенсионное обеспечение | 234,772.52 | 3,725,635.59 | 3,490,855.53 | 7.54 | ||
69.2.2 | Страховой ПФ | 216,477.46 | 3,468,145.88 | 3,251,664.23 | 4.19 | ||
69.2.3 | Накопительный ПФ | 18,295.06 | 257,489.71 | 239,191.30 | 3.35 | ||
69.3 | Медицинское страхование | 36,388.41 | 721,134.00 | 684,742.45 | 3.14 | ||
69.3.1 | ФФОМС | 12,912.11 | 429,130.00 | 416,216.00 | 1.89 | ||
69.3.2 | ТФОМС | 23,476.30 | 292,004.00 | 268,526.45 | 1.25 | ||
69.11 | Страхование от НС и ПЗ | 17,587.46 | 196,066.00 | 178,478.20 | 0.34 |
На основании анализа данных оборотно-сальдовых ведомостей, представленных в таблицах 3 и 4, можно сделать следующие выводы:
- общая сумма налогов и взносов за 2011 год составила 20 492 332,47 рублей. Данная сумма не учитывает налог на доходы физических лиц, так как этот сбор удерживается из начисленной заработной платы работника;
- самую большую долю из суммы обязательных платежей составляет налог на прибыль.
Для комплексного анализа стоимостной оценки затрат фирмы «В» составим сводную таблицу 5.
Таблица 5
№ п/п |
Статья затрат | Стоимостная оценка (руб.) |
1. | Приобретение материальных запасов | 15 293 361,38 |
2. | Расходы на оплату труда | 14 391 556,17 |
3. | Расходы по налогам и сборам | 15 756 957,76 |
4. | Расходы на социальное страхование | 4 735 374,71 |
5. | Прочие расходы | 4 882 995,01 |
Итого | 55 060 245,03 |
Доля каждой статьи затрат в итоговой сумме рассчитана в таблице 6.
Таблица 6
в общей сумме расходов фирмы «В»
№ п/п |
Статья затрат | Доля (%) |
1. | Приобретение материальных запасов | 28 |
2. | Расходы на оплату труда | 26 |
3. | Расходы по налогам и сборам | 29 |
4. | Расходы на социальное страхование | 8 |
5. | Прочие расходы | 9 |
Имея общие суммы расходов по каждой статье затрат и понимая структуру расходов, можно переходить к следующему этапу стратегическому анализа затрат.
3. Поиск путей сокращения затрат.
Для сокращения затрат предлагается применить следующие инструменты и мероприятия:
- Планирование остатков материальных запасов на складах и закупка материалов лишь в связи с необходимостью.
- Поиск поставщиков с более низкими ценами на сырье.
- Составление графиков отпусков и замен.
- Повышение производственных мощностей и увеличение выпуска продукции.
- Мотивация персонала к более качественной работе.