Себестоимость произведенной или реализованной продукции является одним
из самых важных показателей для анализа эффективности производственной
деятельности как предприятия в целом, так и его отдельных структурных
подразделений. Итак, расскажем читателям МирСоветов, что же такое
себестоимость и как ее возможно рассчитать.
Себестоимостью в
классическом понимании называют сумму затрат, которую понесло
предприятие для производства (производственная) и реализации
(себестоимость реализации) своей продукции. Сумма затрат на производство
и реализацию товара называется полной себестоимостью. Себестоимость
исчисляется, как на весь выпуск, так и на производство конкретной
единицы товара.
Производственная себестоимость включает в себя издержки производственного этапа. В состав таких затрат входят:
Метод группировки – заключается в группировки всех затрат по однородным элементам с последующей группировкой в статьи калькуляции (таб. 1).
Использование группировок затрат позволяет проводить анализ
выполнения плановых показателей на среднем и верхнем уровне, ведь
бюджетирование затрат на низшем уровне невозможно, особенно в условиях
больших предприятий.
Метод средних величин – заключается в исчислении веса затрат в структуре производственной себестоимости. Данный метод позволяет определить удельный вес отдельных затрат (элементов или статей калькуляции) в структуре себестоимости для определения влияния статей на общий результат (таб. 2).
Графически такую структуру можно изобразить следующим образом (рис.1).
На рис.1 видно, что наибольший удельный вес в структуре общих затрат имеют затраты на сырье и материалы, соответственно, вариативность по этой статье будет иметь большее влияние на вариативность общего результата.
Графический метод дает возможность наглядно представить анализ
себестоимости, динамики ее изменения и изменение структуры в графическом
виде. На следующем рисунке мы наглядно продемонстрируем использование
нескольких методов анализа себестоимости.
Благодаря такой диаграмме можно наглядно продемонстрировать динамику
изменения себестоимости по периодам и основные причины ее изменения.
Графический метод анализа себестоимости наиболее предпочтителен для
подготовки информации для топ-менеджмента компании, потому что является
наиболее усваиваемым.
Маржинальный метод основан на разделении затрат на две части:
Рассмотрим ситуацию:
Предприятие выпускает 1000 тонн металлопроката. Переменные затраты на выпуск одной тонны – 60 долларов/тонна, постоянные затраты – 30000 долларов, реализация готовой продукции – 950 тонн. Цена реализованной продукции – 100 долларов/тонна.
Разница между двумя методами заключается в учете себестоимости
остатков. При маржинальном методе увеличение остатков снижает
операционную прибыль, а при методе полного поглощения затрат – наоборот,
повышает.
В международном учете понятие себестоимости заменено понятием EBITDA cost.
EBITDA cost представляет собой сумму затрат как на производство, так и на реализацию продукции без амортизации.
В таком случае показателем эффективности работы предприятия принимается EBITDA – прибыль до налогообложения без учета амортизации.
EBITDA = Variable contribution – Fixed costs, где:
Производственная себестоимость включает в себя издержки производственного этапа. В состав таких затрат входят:
- Плата за сырье и основные производственные материалы.
- Топливно-энергетические затраты.
- Заработная плата.
- Транспортные расходы (внутреннее перемещение сырья и полуфабрикатов).
- Ремонт и содержание основных средств.
- Прочие затраты.
- Амортизация основных фондов и НМА.
- плата на упаковку товара;
- расходы на рекламу;
- расходы на транспорт (доставка товара покупателю или на дистрибьюторский склад);
- прочие затраты.
Метод группировки – заключается в группировки всех затрат по однородным элементам с последующей группировкой в статьи калькуляции (таб. 1).
Метод средних величин – заключается в исчислении веса затрат в структуре производственной себестоимости. Данный метод позволяет определить удельный вес отдельных затрат (элементов или статей калькуляции) в структуре себестоимости для определения влияния статей на общий результат (таб. 2).
На рис.1 видно, что наибольший удельный вес в структуре общих затрат имеют затраты на сырье и материалы, соответственно, вариативность по этой статье будет иметь большее влияние на вариативность общего результата.
Методы калькулирования себестоимости
Двумя основными методами калькулирования себестоимости, которые используются в практике, являются:- метод полного поглощения затрат;
- маржинальный метод (direct costing).
Маржинальный метод основан на разделении затрат на две части:
- Переменные затраты – величина которых напрямую зависит от объема производства. К данным затратам относятся: затраты на основное сырье и материалы, энергозатраты, транспорт. Переменные затраты калькулируются на единицу каждого вида товара.
- Постоянные затраты – величина которых не зависит от объема производства. Сущность этих затрат заключается в том, что предприятие их будет нести, независимо от того, будет ли оно вообще выпускать готовые товары. К таким затратам относятся: заработная плата, затраты на ремонты основных фондов. Эти затраты не относят на себестоимость каждой единицы продукции, а учитывают на весь выпуск. Оправданность такого метода возникает в случае необходимости принятия решения о целесообразности выпуски того или иного вида товара.
Рассмотрим ситуацию:
Предприятие выпускает 1000 тонн металлопроката. Переменные затраты на выпуск одной тонны – 60 долларов/тонна, постоянные затраты – 30000 долларов, реализация готовой продукции – 950 тонн. Цена реализованной продукции – 100 долларов/тонна.
В международном учете понятие себестоимости заменено понятием EBITDA cost.
EBITDA cost представляет собой сумму затрат как на производство, так и на реализацию продукции без амортизации.
В таком случае показателем эффективности работы предприятия принимается EBITDA – прибыль до налогообложения без учета амортизации.
EBITDA = Variable contribution – Fixed costs, где:
- Variable contribution – маржинальная прибыль, которая рассчитывается как разница между NRP (ценой реализации) и VC (переменными затратами) умноженными на объем реализации.
- Fixed costs – постоянные затраты.