Аштанга йога для начинающих в домашних условиях

 Проходя мимо центров, где занимаются йогой, первое, что человек видит, это расслабленных учеников йоги – в позе «лотоса». «Йога», - думает непосвященный, – «это проще простого, вот так сидеть, закрыв глаза и ни о чем не думать». На самом деле все гораздо серьезнее.

Особенно усиленно придется поработать и хорошо попотеть, осваивая одну из ступеней йоги – аштанга йогу. Аштанга – означает восемь ступеней на пути к конечной цели. Эта йога является одной из нейтральных, которую предложил индийский риши Патанджали еще во втором веке до нашей эры. Сейчас, когда трудно узнать истинную цель индийского ученого о йоге аштанга, многие его потомки называют ее восьмиступенчатой. На самом деле, невозможно отделить одну ступень от другой, это, как единое целое учение, в котором все взаимосвязано.

Дело в том, что аштанга йога смогла объединить в себе все практики, которые существовали ранее и применялись как единый механизм упражнений (асан), которые переходили от одной к другой, то есть – из одной позы в другую.

В чем различие аштанга йоги от другой классической йоги? Аштанга – это сила, а осваивание традиционной йоги больше делает упор на дыхательные асаны, а также учит расслаблять гибкое тело.

О ступенях и их значении


Аштанг йога в своих восьми ступенях раскрывает начинающим ученикам йоги, как прожить свою жизнь счастливо и в полной мере насладиться каждым ее мгновением. В учении подробно описаны не только практические занятия для тела. Отдельного внимания заслуживают нравственные и этические учения. Также вы познакомитесь с отдельными уроками, как поддержать свое психоэмоциональное состояние и как прикоснуться к самому святому – духовной грани природы человека.

На первых четырех этапах, индийский йог помогает своим ученикам усовершенствовать свою личность, а также получить полный контроль над своим физическим телом. Эта подготовка позволит подготовить будущих йогов к следующему этапу путешествия внутрь себя, где человек сможет познакомиться со своими мыслями и ощущениями как бы с другой стороны и таким образом постичь высшую степень сознания.

Первая грань познания аштанг йоги – Яма (Йама). Предусматривает объединение таких правил взаимоотношения с людьми, в результате которых люди учатся общаться друг с другом на высшем уровне. Первая ступень йоги гласит следующее: нужно относиться к человеку так, как относишься к самому себе. И если не будешь делать другому плохо, то и тебе никто так не сделает.

Пять принципов ступени Яма:

  1. Не подвергать себя и окружающих насилию – Ахимса.
  2. Поступать только справедливо – Сатья.
  3. Ничего не брать без разрешения, не воровать – Астейя.
  4. Воздерживать свою плоть и другие желания разного характера – Брахмачарья.
  5. Веди правильный образ жизни, почитай родных, друзей, всех жителей планеты. Освободись от ненужного, почитай своего Творца – Апариграха.


Вторая грань познания йоги – Нияма. Эта степень йоги в первую очередь направлена на духовное развитие человека и обучение его самодисциплине. В осваивании Ниямы нужно большое внимание уделить духовному развитию: посещать храмы, практиковать медитацию как лично, так и в группах. Вырабатывать привычку «прогуливаться созерцательно»: отрабатывать навыки наблюдательности.

Пять принципов Ниямы:

  1. Все вокруг себя, а также тело и душу нужно содержать в чистоте - Шауча.
  2. Жить так, чтобы все действия приводили к удовлетворенности – Самтоша.
  3. Не забывать о духовном развитии – уделять этому вопросу достаточно внимания, в том числе не забывать о помощи, благотворительности – Тапас.
  4. Самостоятельно изучать историю древней Индии, ее святых. Изучать тексты, написанные священниками, быть милостивым Богу – Пранидхана.


Третья грань познания – Асана. Асаны – это специальные положения тела, которые практикует каждое учение йоги. Как говорят древние йоги, асаны – позы человеческого тела, учат человека быть более дисциплинированным, а также помогает формировать способность концентрироваться. Заботиться о своем теле – это главная задача всех учеников, осваивающих учения йоги. Именно тогда, когда достигнута гармония между телом и душой – человек учится основам медитации. Система комплекса, состоящая из множества асан, называется хатха-йогой.

Четвертая ступень йоги аштанга – пранаяма. Она учит человека контролировать свое дыхание при помощи разных способов и техник. Именно благодаря тому, что человек начинает овладевать специальными техниками дыхания, он учится контролировать свое дыхание, открывая для себя новые возможности взаимосвязи дыхания, ума и эмоций. Пранаяма в переводе с древнеиндийского языка означает – расширение энергии жизни. И это неспроста, ведь эта ступень познания аштанг йоги помогает человеку продлить свою жизнь и дольше оставаться молодым. Эта ступень йоги практикуется как одна ступень, так и совместно с другими техниками йоги, в частности – ее можно включить в ежедневную программу стандартных занятий йогой.

Пятая ступень познания йоги – пратьяхара. Это значит, что человеку необходимо полностью отвлечься от всех внешних раздражителей (объектов). Необходимо приложить максимум усилий, чтобы направить свое сознания внутрь самого себя, а также научиться сохранить внутреннюю самодисциплину, не позволяя себе отвлечься. Это необыкновенное чувство называется отрешенностью, когда человек перестает концентрировать свое внимание и чувства начинают «перебегать» от одного предмета к другому. Именно такое состояние позволит внимательнее присмотреться к самому себе и попытаться разглядеть запретное, то, что определяет человеческую жизнь, то, что постоянно мешает человеку развивать и расти на внутреннем уровне.


Шестая ступень познания йоги называется Дхарана. Она помогает готовить своих учеников, как и каждая из предыдущих ступеней к познанию следующей, высшей ступени познаний аштанга йоги. На этом этапе человек учится концентрироваться на чем-то важном. При этом человек должен научиться отвлечь свое внимание от внешнего мира. Именно сейчас, когда ученик йоги стоит на начале пути познания шестой ступени йоги, он учится справляться со своими мыслями, управлять умом, концентрируясь на каком-то одном объекте. К примеру, это может стать один центр энергии в теле человека, один образ или просто звук. Конечно, если человек уже научился развивать несколько предыдущих способностей в себе, но, тем не менее, сознание все еще продолжает «блуждать». Когда человек концентрируется на выполнении одной позы, его сознание еще не научилось концентрироваться, оно продолжает быть необузданным. Именно на этой ступени ученик познает самого себя, а следующая ступень будет учить умению фокусировать внимание на одной точке. Если уделять следующей ступени больше внимания, это приведет к осваиванию практик медитации.


Седьмая ступень йоги – дхьяна. Означает непрерывный поток действий, направленных на концентрацию. Между этой ступенью и предыдущей существует некое отличие. Когда шестая ступень учит сосредотачивать свое внимание, то на седьмой ступени человек приходит к состоянию собственной осознанности. Человеческий ум, пройдя предыдущие шесть ступеней, приходит к полному спокойствию, он не «рождает» мысли. Чтобы достичь этого, необходимо обладать выносливостью и силой.

Последняя ступень познания и заключительный шаг на пути осваивания аштанг йоги – Самадха. Это состояние восторга и блаженства. Тут все практики медитации выходят за грань собственного сознания. Человек начинает осознавать свою связь с божеством и ощущает тесную связь с живыми существами. Теперь человек может многое, но что это ему дает? Учение последней ступени Патанджали учит научиться самому главному – просветлению. А ведь просветлением невозможно овладеть, его можно только научиться пережить, освоив все восемь ступеней аштанг йоги.