Секреты боевых искусств мира

 Каждый видит вещи по-своему, а значит, и понимать каждый должен сам. Поэтому такой учитель думает: что должен сделать ученик, чтобы понять то же, что понимает он сам? В результате может появиться комплекс упражнений и направлений, следуя которым ученик должен приобрести понимание и навыки, на которые рассчитывает учитель.

Каждый, кто достиг определенных высот в своём деле, не может просто передать своё умение, ведь оно исходит из понимания. Притом личного. Каждый видит вещи по-своему, а значит и понимать каждый должен сам. Поэтому такой учитель думает: что должен сделать ученик, чтобы понять то же, что понимает он сам? В результате может появиться комплекс упражнений и направлений, следуя которым ученик должен приобрести понимание и навыки, на которые рассчитывает учитель.

Чему и как учиться?

  Учитель предполагает, что тот, кто пользуется его учением, хочет понять, научиться, освоить искусство. Но! МирСоветов должен отметить, что чаще всего пришедший учиться считает, что ему нужно просто повторять за учителем или просто делать то, что ему скажут. Бывает также, что постигающий искусство поединка старается совершенствовать свое мастерство, но упорно не хочет замечать некоторые вещи, которые привык обходить стороной. К примеру, духовную сторону. Многие считают ее причудой престарелых восточных мастеров или чем-то эфемерным. Однако духовный аспект составляет очень важную часть боевых искусств. Нет, это не значит, что нужно часто сидеть в позе лотоса и упорно тянуть «ооууумммм» или, например, курить благовония.
В книге рекордов Гиннеса есть запись о разбивании максимального числа кокосов за минуту голыми руками. Рекорд принадлежит одному каратисту. У него есть ученик, который учится у него разбиванию. Он убежден, что нужно только заниматься в тренажерном зале и ударять по орехам – и успех придет. Однако, несмотря на большие мышцы, ученик смог лишь треснуть двадцать кокосов за минуту. Рекордсмен же размозжил восемьдесят штук! И это несмотря на то, что он далеко не так мускулист как его молодой соперник. Почему так вышло? Ответ становится очевиден при просмотре записи их выступления: учитель наносит точные красивые удары – и орехи оказываются раздавлены, а ученик орудует рукой как колотушкой.
Если вы решили заняться каким-либо видом боевого искусства, то стоит спросить себя, действительно ли это вам подходит и зачем вам оно. Если вы на самом деле хотите этого, то стоит также понять, чего вы ждёте от этого и насколько много времени готовы посвятить этому делу. Сейчас есть довольно большой выбор направлений как в рукопашном бое (каратэ, айкидо, тхэквандо, бокс, капоэйра, ушу, разные виды борьбы и т.д.), так и среди школ владения разным оружием (кэндо, ушу, фехтование на шпагах и рапирах и т.д.). Так что есть из чего выбирать. Остаётся только понять, что же вам по душе.
Выбрав одно из направлений, нужно прислушаться к своим ощущениям. Если вы хотите достигнуть успеха на этом поприще, то не должно быть ложки дегтя в этой бочке с медом, ложки, от которой вы постоянно будете воротить нос. Если она все же есть, то стоит либо посмотреть на это с другой стороны, либо еще раз подумать стоит ли вам продолжать (если нельзя избавиться от неприятной стороны).

Секрет успеха – в понимании

  Есть несколько причин, почему одним удается достигать вершин мастерства, а другие терпят неудачу. Каким образом родились такие мастера как Брюс Ли, Уэсиба Морихэй (создатель айкидо) и другие? Все они стремились постигать себя в своем занятии, раскрывать все новые возможности. Все они создали свои собственные стили и ветви школ, непрерывно совершенствовались, расширяли горизонты своего искусства. Старались понять его, проникнуть в самую его суть.
Один из самых главных секретов этих мастеров был в том, что они следовали собственному видению боевых искусств, своему представлению об этом. Каждый, кто становится на этот путь, имеет свое представление о том, как по нему идти и о том, как делать те или иные вещи. Потом, изучая традиции боевой школы, ученик может погубить в себе это зерно, посчитав его неверным. Традиции и знания, которые уже известны, не должны подавлять вашу собственную точку зрения. Ее нужно понять и раскрыть (не говорю, что это будет очень легко), чтобы получить ваш собственный стиль и подход, который будет вам больше всего по душе. Но нет никакого рецепта или инструкции, прочитав и выполнив которую в точности, можно стать мастером. Все придется открывать самостоятельно.

Советы и некоторые принципы, которые могут помочь

Каким бы боевым искусством вы не занимались, вам сильно помогут тренировки с мечом.
Такой совет может показаться странным, но такая практика действительно может открыть много полезных принципов и закономерностей. Это помогает понять суть движений и нанесения ударов. МирСоветов приведет некоторые из них.
  Когда вы наносите верный удар мечом, то рука должна оказывать минимальное давление на рукоять. Меч должен идти будто сам собой, и если он при этом встретится с другим мечом, рука не должна почувствовать сильной отдачи.
Верный удар мечом (или рукой) должен быть точен: плохо, когда вам приходится тормозить меч (руку) в конце его движения, затрачивая лишние усилия и снижая эффективность и ценность. К тому же такой удар не будет красив. Это будет грубое, рваное движение, лишенное грации. Движение хорошо выполнено, когда завершается само собой, вне зависимости от того, достигло ли оно своей цели.
Нужно научиться наносить удары так, чтобы для них не требовалось особого замаха: движение начинается мгновенно (но не резко!).
Помните фильм «Убить Билла 2», когда Пэй Мэй тренировал главную героиню и сказал ей, что она должна пробить кулаком толстый кусок дерева с расстояния вытянутых пальцев? В тренировке Цигун есть практика, похожая на это. Нужно взять две доски, зажать между ними стопку газет и стянуть доски веревкой. Нужно наносить по тому, что получилось, удары рукой, пока при ударе не начнет возникать ощущение, что кулак раздувается. Смысл этого в том, что вы начинаете наносить удары не столько и не только рукой, а энергией (как физической, так и духовной). Как бы вы не относились к теме энергий, важно то, что это работает и может быть использовано. Ваше дело, что делать с этим.
Делая что-либо, важно помнить, ЧТО вы хотите сделать. В примере про разбивание кокосов самой грубой ошибкой ученика было то, что он просто бил рукой по кокосам, а его учитель занимался их разбиванием. Хотя намерения их были схожи, они делали разные (по сути) вещи.
Можете попробовать следующее. Возьмите газету и либо, подбросив ее в воздух, либо придерживая двумя пальцами, пробейте ее кулаком насквозь. Попробуйте сделать то же, но ладонью (всей поверхностью). Если все получилось, пробуйте брать бумагу плотнее и/или меньшего размера. Это упражнение требует приложения усилия именно к тому, что вы собираетесь сделать. Вся энергия должна быть приложена точно, тогда упражнение удастся вам легко.
Каждый может заметить много таких принципов, которые помогут совершенствовать ваше умение. Однако все они должны быть открыты и поняты самостоятельно. Читая чужие знания, вы не получите вместе с ними понимания. А без понимания их нельзя применить.

О поединке

  Помните, что бой – это не совокупность применений ваших навыков. В конечном счете, ваша цель – победить оппонента. Не нужно зацикливаться на мелочах и деталях: если вы хотите выколотить дух из противника, чтобы он не смог продолжать бой, то и стремитесь сделать это. Совершайте это каждым своим ударом, лучше сделать все настолько просто, насколько это возможно.

Восприятие

Вы должны чувствовать весь процесс, чувствовать противника и все вокруг себя. Нужно научиться воспринимать все напрямую, а не через свои мысли или привычки, и реагировать на все мгновенно. Порой с вашего стола может упасть стакан, а вы подхватите его за доли секунды, хотя не обращали на него никакого внимания. Если вы подумали про рефлексы, то я имею ввиду не совсем это. Рефлексы – это привычка реагировать определенным образом на определенные вещи, которая вырабатывается повторением. Я имею ввиду именно способность мгновенно реагировать на каждую конкретную ситуацию.
Не стоит чересчур концентрировать свое внимание на отдельных областях боя или частях тела противника, лучше если спектр вашего восприятия охватывает картину в общем. То же касается и зрения, попробуйте достичь такого взгляда, чтобы все объекты воспринимались одинаково, независимо от расстояния до них, таким образом ваше зрение станет куда острее, а внимание гораздо более цепким.

Тактика и стратегия

  Тактика и стратегия поединка, несомненно, очень важны, но я не стану рассматривать их здесь, так как они могут иметь очень существенные различия из-за того, какие школы и традиции вы предпочитаете. Это может зависеть от того, откуда происходят направления, к которым вы склоняетесь. К примеру, в китайских боевых школах часто читается стремление к балансу, обороне, плавности; в японских же проявляется четкость, динамика и напор. Ну и, конечно, дело в ваших личных предпочтениях. Из-за таких различий этой теме пришлось бы посвятить отдельный труд, но МирСоветов сделает только одну заметку.
Не позволяйте ситуации вести вас, нужно оставаться собой и либо вести ее самому, либо найти гармонию с ней. Часто в попытках соответствовать ситуации многие подстраиваются под нее. Это вполне естественно и разумно, однако следите за тем, чтобы такое стремление не делало вас непохожими на себя, нужно оставаться собой в любой ситуации. Не нужно находить какого-то особенного состояния для боя, не стоит смотреть на вещи иначе, нежели в обычной жизни. Это, конечно, приносит свою пользу, но ограждает вас от действительно высоких достижений.

Внутренняя дистанция

Участники поединков часто могут держать дистанцию внутри себя, закрываясь, друг от друга и от самого боя. С одной стороны, это естественная реакция, ведь бой грозит, повреждениями, увечьями или смертью. Но это ошибка, притом довольно большая. Закрываясь от того, чем занимаешься, нельзя достичь в этом больших успехов. Именно поэтому я просил спросить себя, действительно ли это то, что вам нужно? Такая внутренняя дистанция в разы ухудшает реакцию и любые действия во время боя.
Вы можете преждевременно наносить удары или защищаться и не замечать многих вещей. Следует полностью пропускать через себя весь процесс боя, не закрываясь ни от чего. Не стоит бояться того, что противник окажется слишком близко к вам. Не торопитесь в своих действиях и зачастую сможете понять следующее действие противника, а значит и верно среагировать. Старайтесь попасть внутрь обороны противника, тогда появится возможность нанести нужный удар.

Заключение

  В этой статье я постарался напомнить о том, о чем часто забывают в наше время, о сути боевых искусств. О сути, без которой эти искусства теряют жизнь и глубину. О сути, на которую теперь часто махают рукой, стараясь нарастить побольше мышц и научиться сильно и быстро бить, ловко защищаться, но делают это самым заурядным способом. Конечно, это далеко не исчерпывающий материал по теме, так как большинство вещей вам предстоит открыть самим. Самое главное практика, но практика осмысленная. Если вы пытаетесь выстроить свое мастерство на бедной основе, то слишком больших высот вам не достичь, так же, как из яблока не добыть сока больше, чем в нем есть.